Смирнов Александр Николаевич

профессиональный медиатор,
кандидат экономических наук

Подробнее

Особенности медиации в налоговых спорах

В конце 2020 года стало известно о заключении медиативного соглашения между МИФНС России № 21 по Санкт-Петербургу и ООО «Риф». С этого времени началась активная популяризация этого способа решения налоговых споров. Попробуем разобраться в особенностях налоговой медиации, как она может быть выгодна бизнесу и какие ловушки подстерегают его в ходе этой процедуры.

О чём можно договориться с налоговой

Как и любой договор, медиативное соглашение не может противоречить действующему законодательству. Именно по этой причине многие из них, заключаемые в рамках судебного примирения, не утверждаются судьями как мировые.

Пределы примирения сторон при налоговых спорах рассматривались в 2014 году Пленумом ВАС РФ (постановление № 50 от 18.07.2014). В частности, он отметил, что предметом соглашения об урегулировании «не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом». Поэтому таким образом нельзя решить вопрос о снижении налоговой ставки, уменьшении пеней или освобождении об уплаты налогов за определенный период.

В качестве допустимых положений такого соглашения Пленум ВАС РФ указал возможность изменения размера налоговой обязанности вследствие признания:

  • обстоятельств, от которых зависит возникновение налоговых последствий (ранее неучтённых сумм расходов и налоговых вычетов, наличия смягчающих обстоятельств и др.);
  • правовой квалификации участвующего в деле лица (экономически обоснованного и документально подтверждённого размера расходов, нормальной величины потерь товаров, правомерности используемых налогоплательщиком налоговых режимов и др.).

Что нужно помнить налогоплательщику при вхождении в процедуру медиации

В споре между налоговой инспекцией и налогоплательщиком первая всегда является более сильной стороной. Следовательно, у неё больше шансов использовать нормы действующего законодательства в свою пользу.

Удостоверение медиативного соглашения нотариусом

Этот шаг не является обязательным, но после него соглашение принимает силу исполнительного документа. В этом случае налоговой инспекции уже не нужно идти в суд: нотариально удостоверенное соглашение можно сразу передавать на взыскание.

Поэтому необходимо предварительно оценить возможность уменьшения суммы, предъявляемой налоговым органом, в судебном порядке. Если есть большая вероятность, что в суде размер доначислений и штрафов можно сократить, от медиации лучше отказаться.

Выбор медиатора

Медиацию могут проводить один или несколько медиаторов. Для их назначения необходимо согласие обеих сторон. В соответствии с законом медиатор, конечно же, должен соблюдать беспристрастность и равноправие сторон, но, если налоговая инспекция навязывает своего, возможно, стоит обратиться к кому-то  другому.

Правовая защита

Медиатор не может оказывать ни одной из сторон юридическую, консультационную или иную помощь, а вносить предложения об урегулировании спора вправе только с согласия обеих сторон. Прибегая к процедуре медиации, лучше заручится серьезной поддержкой со стороны налоговых юристов, консультантов или адвокатов.

Сроки исковой давности

На время проведения процедуры медиации приостанавливается течение сроков исковой давности. Теоретически она может использоваться как тактический шаг, чтобы получить дополнительное время для подготовки иска в суд. Поэтому, если сроки исковой давности по конкретным требованиям подходят к концу, к медиации можно не прибегать.

Оплата услуг медиатора

Расходы на медиацию по умолчанию должны распределяться между сторонами в равных долях. Однако они могут договориться об ином, внеся соответствующее положение в соглашение о её проведении. По данным из открытых источников известно, что услуги медиатора приходится оплачивать бизнесу в полном объёме.

Чем ограничено применение налоговой медиации в России

В основе философии медиации лежит равенство сторон и их независимость друг от друга.

За налоговыми органами находится вся мощь государственного аппарата, в том числе его репрессивная часть. При желании и соответствующих условиях они могут привлечь к изучению обстоятельств дела полицию или Следственный комитет, вынести налогоплательщику административное наказание или даже добиться передачи в суд уголовного дела. Налогоплательщик такими возможностями не обладает, поэтому принцип равенства сторон здесь не соблюдается изначально.

Независимость же сторон предполагает, что они вступают в отношения друг с другом исключительно добровольно. Налоговые же правоотношения возникают в силу закона независимо от их желания.

Данные ограничения, на наш взгляд, существенно ограничат применение налоговой медиации в России. И, если независимость сторон в налоговых спорах – объективно недостижимая задача, то достижение их равенства – вполне решаемая, но для этого нужны существенные перемены в отношении государства к бизнесу.